Турция предлагает новый «Великий шелковый путь» без России

предложение Турции

К 90-летию создания Турецкой Республики в Стамбуле был введен в эксплуатацию новый тоннель «Мармарай», который, по мнению экспертов, является частицей глобального проекта, направленного на соединение железнодорожных путей Азии и Европы в одну единую систему.

Однако, по замыслу турецких специалистов, новая система должна быть возведена в обход территории России, тем самым оставив ее вне нового «Шелково пути» и вывести страны Центральной Азии и Кавказа за поле транспортной зависимости от РФ.

Данная идея была поддержана Китаем, Японией и странами ЕС, что естественно, стала причиной раздраженного отношения Москвы к инициативе Стамбула.

Замысел проекта заключается в создании единой железнодорожной системы – «гигантской магистрали» от восточных границ Китая до Испании и Великобритании, в которую войдут пути практически всей Европы, Турции, Грузии, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и всей территории КНР. При этом Каспий будет обслуживаться крупнейшими портами «Баку Аляте», а также «Туркменбаши». Альтернативной точкой для отправки и приема паромов может стать казахстанский «Актау».

Китай уже выразил готовность вложить в глобальный проект более 35 млрд. долл., который в свою очередь оценивается приблизительно в 100 млрд. долл.

Сегодня межправительственные соглашения о строительстве пути подписаны Турцией, Грузией и Азербайджаном, которым уже выделены льготные кредиты под 1 % годовых. Планируется, что строительство будет закончено к концу 2014 года, но, по мнению специалистов, для этого потребуются еще пару лет.

При этом немного сложной остается ситуация со странами Центральной Азии, где авторы проекта уже ведут переговоры. Однако прогресс проекта на территории ЦА сильно зависит от политической ситуации в регионе, где интересы РФ имеют сильное влияние. По имеющейся информации, Москва старается «загнать в тупик» реализацию данного проекта в бывших советских республиках. Данный вопрос, по мнению специалистов, также был обсужден в ходе визита руководителя Китая в страны ЦА с 3 по 13 сентября текущего года.

Кроме геополитических интересов и амбиций России в проекте существует еще одна серьезная проблема как, «техническое несоответствие стандартов железнодорожной колеи стран». Так, по европейским стандартам, ширина между рельсами составляет 1435 мм, а по советским – 1520 мм. В этой связи, предлагается в двух точках создать специальные пункты, где будут менять колесные тележки.

По последней информации, пока официальной реакции со стороны руководства стран ЦА по новому «Великому шелковому пути» не было.