Практика воздержания в Буддизме (тхеравада)

vozderjaniye-v-buddizme

vozderjaniye-v-buddizmeСуществует множество различных ответвлений буддизма, поэтому мы будем вести речь только о его классической версии – буддизме тхеравады.

Главное, что нужно сказать, здесь, как и в христианстве, есть монашество. Правила для мирских людей и монахов, разумеется, отличаются. Монахи должны соблюдать обет безбрачия, тогда как для мирян правила довольно мягкие.

Буддизм отличается отсутствием такого института брака, какой есть в христианстве. Поэтому осуждению подвергаются только отношения с несовершеннолетними и отношения с чужим мужем или женой. В остальном двое могут заниматься любовью по собственному усмотрению.

Но, как и в других религиях, в буддизме есть посты, и во время их соблюдения рекомендуется воздерживаться от интимной близости. К примеру, это посты в дни Упосатхи, определяемые по фазам луны: новолуние, первая четверть, вторая четверть и полнолуние. Но в некоторых странах пост соблюдают только в дни новолуния и полнолуния.

В дни Упосатхи мирские люди должны соблюдать восемь обетов. Причем, пять из них – заповеди, которые соблюдаются верующими буддистами и в простые дни: не воровать, не лгать, не наносить вреда живому существу, вести целомудренную жизнь и воздерживаться от опьянения. В дни Упосатхи к ним добавляют еще три заповеди: отказ от развлечений (танцев, музыки, пения) и украшений своего тела, избежание употребления пищи в неположенное время, отказ от сна на высокой или большой постели. Причем, правило о целомудрии, которое в простые дни трактуется как запрет лишь на «недозволенные» отношения (к примеру, с чужой женой), в дни Упосатхи уже имеет иной смысл: человек должен воздерживаться от любой близости.

К тому же, верующий человек может добровольно принять эти восемь обетов в любое время. Особенно это поощряется в сезон дождей, именуемый периодом Вассы. Это связано с тем, что в этом время странствующие монахи укрываются в монастырях, а в дни Упосатхи рекомендуется, при возможности, пребывать в монастыре, чтобы учиться у них мудрости.

В целом, в буддизм поощряется воздержание, потому что в основе этой религии лежит стремление к абсолютному избавлению от желаний, которые являются основным источником страданий человека. Человек, который в этой жизни не с умел усмирить все свои желания, обречен вновь и вновь перерождаться, то есть, не может достичь нирваны.

В Дхаммападе сказано: «Возбужденные страстью попадают в поток, как паук в сотканную им самим паутину. Мудрые же, уничтожив поток, отказавшись от всех зол, странствуют без желаний».

Внимание! Все комментарии, выражающие оскорбления какой-либо религии или размещенные с целью разжигания международной розни, будут немедленно удалены. Уважайте друг друга!

Продолжение следует