Камилла Клодель: Талантливая художница 30 лет провела в сумасшедшем доме

Камилла Клодель

Камилла КлодельИзвестная художница в 49 лет оказалась в больнице для душевнобольных и пробыла там 30 лет.

Раньше художница не представляла своей жизни без искусства и ни дня не сидела без работы. За все время пребывания в сумасшедшем доме, художница перестала творить и молила родных забрать её из этого кошмара. Но мольбы так и остались мольбами, брат навестил художницу всего несколько раз, а мать и сестра вообще ни разу не приехали к Камилле и предпочли забыть о существовании «сумасшедшей» родственницы.

В 1913 году врачи выявили у 49-летней КамиллыКлодельшизофрению. И талантливую художницу отправили на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу. Не смотря на то, что симптоматика этого заболевания стала описываться ещё в медицинских работах древности, как самостоятельная болезнь шизофрения была открыта только в 1908 году, швейцарским психотерапевтом ЭйгеномБлейером. Точные причины и факторы, по которым развивается болезнь, до сегодняшнего дня, ещё не установлены. Ранее, большинство психиатров относило заболевание к наследственности, но сейчас, современные исследователи утверждают об отсутствии взаимосвязи шизофрении с наследственностью.

Печальная судьба КамиллыКлодель легла в основу нескольких художественных фильмов. Яркой лентой стал фильм – драма Бруно Дюмона. Картина посвящена первым годам принудительного заключения художницы. Близкие отношения Камиллы Клодель с Роденом стали основой театральной постановки Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», а её история болезни описана в художественных и научных трудах. Но что действительно спровоцировало болезнь успешной художницы до сих пор неизвестно.

Развитие болезни связывали с отношениями с Роденом, который изменял Камилле с другой женщиной и тем самым нанёс ей большой душевный удар. Некоторые обвиняли в состоянии художницы жестокость родственников, которые практически оставили её наедине со своими проблемами, в том числе и брат. Брата Поль Клодель (поэта и дипломатического деятеля)Камилла считала самым близким человеком, но именно его считали организатором отправки сестры в сумасшедший дом, чтобы та не затмевала его своей славой.

Но на самом деле, были другие катализаторы болезни и главный – личностный конфликт Камиллы, её понимание собственного отношения к действительности, её взгляды на своё положение в этом мере, в мире, который, как ей казалось не готов её принять. Камилла старшая дочь в семье, с детства она предпочитала оставаться неприметной. Родители мечтали вырастить из дочери, будущую идеальную жену, мать. Но Камилла стремилась к творчеству, которое полюбилось девочке совсем некстати, так считали родители. С пятнадцатилетнего возраста Камилла без чьей либо помощи с большим успехом стала заниматься скульптурой и просила семью позировать ей. Отец Камиллы с пониманием относился к увлечению дочери и даже поощрял её занятия, но понимания от мамы не было. Бесконечные конфликты между матерью и старшей дочерью окончательно отдалили друг от друга родных людей. Мать открыто говорила о том, что восхищается Луизой, младшей дочерью, которая была послушна и соответствовала её планам.

При том, что Камилла имела резкий характер и болезненную гордыню, ей тяжело было пережить отношения в семье. Ещё в детстве Камилла поняла, что она не такая как все, что она особенная. Брат Камиллы после писал, что даже будучи ещё маленькой девочкой, она вела себя с другими людьми «страшно высокомерно».

Большую часть сохранившихся творений художницы (некоторые были разбиты самой Камиллой во время психологического кризиса) искусствоведы описывают как своеобразные работы очень талантливого скульптора, но во время жизни Камилла, пусть и бала оценена как художница, но за положительными отзывами всегда прослеживался намёк на посредственность – современники воспринимали её как ученицу и пассию Родена.

«Всегда когда я выставляю новую модель, на ней делают миллионы – литейщики, форматоры, торговцы, художники, а мне…ничего плюс ничего равно ничего. В том году, мой сосед мистер Пикар (друг Родена), родственник инспектора Сюрте, залез ко мне в дом, и увидел выполненную мною женщину в жёлтом. Затем, он создал несколько женщин в жёлтом, точно таких же, как и моя, и выставил их… теперь они все делают женщин в жёлтом, а если я выставлю свою, то они все дружно запретят это..» — писала Камилла друзьям.

Болезнь спровоцировали и душевные волнения художницы. Роден изменял ей и обманывал, давая обещания расстаться с Розой Бёре, и последующее расставание оба восприняли очень болезненно. Кто-то связывает состояние Камиллы с потерей ребёнка, но документальных источников, свидетельствующих о том, что художница имела детей, нет. Камилла ошеломляла окружающих, к примеру, она могла появиться на вернисаже с безумным макияжем, что среди современников художницы было совершенно немыслимым. Обиды на Родена (она была обиженна как женщина и как мастер) переросли в навязчивые идеи. Главной одержимостью Камиллы был неверный Роден, он – лгун, шарлатан, пользующийся её идеями, её мыслями и, жаждущий её смерти.

Ещё одной серьёзной причиной для душевного беспокойства Камиллы Клодель были взаимоотношения с сестрой и матерью.

«Бедненький мой папочка, ему не пришлось увидеть меня настоящей. Его приходилось верить, что я обыкновенное, неблагодарное и жестокое существо, а всё это делалось лишь для того, чтобы другие могли завладеть всем» — писала Клодель, «другими» она называла сестру и мать.

На рубеже 20 века, общественность не могла допустить равноправия между мужчиной и женщиной. Амбициозный нрав Камиллы и несправедливость общественности по отношению к ней, стали причиной внутреннего конфликта и катализатором заболевания. Разрушительное, губительное положение – такое заключение делают исследователи.