Как вырастить интеллектуала

intelektual

intelektualМожно ли сделать своего ребенка умным? Или интеллект может передаться только по наследству? Эта тема является одним из лидеров по количеству домыслов, споров и ожиданий. Но пора расставить все точки над «i», разобравшись с мифами, касающимися взращивания интеллектуалов.

Миф первый. Интеллект передается по наследству, а плохие гены никак не изменить

Интеллект ребенка зависит не только от генов, но и во многом от той среды, в которой он воспитывается. Это было доказано с помощью исследования двух однояйцовых близнецов, которые по случайности были разделены и воспитаны в разной культурной среде, в разных семьях. У близнецов был одинаковый набор генов, а вот уровень их интеллекта оказался совсем разным. То, насколько ребенок интеллектуально одарен, определить сложно, особенно в первые годы его жизни.

Изменить генотип – невозможно. Зато можно и нужно создать для ребенка богатую среду для развития его природных способностей. Важность этого момента доказывается и таким фактом: когда детей, биологические родители которых не отличались способностями и умом, усыновляли образованные семьи, через некоторое время уровень интеллекта приемышей заметно рос.

Весьма интересный эксперимент был проведен нашими психологами. Они исследовали группу шестилеток с одинаковым уровнем интеллекта. Часть их осталась в детском саду еще на год, а часть пошла в школу. Спустя год IQ у школьников оказался выше, чем у детей в детском саду, так как школа предлагает более богатую среду для интеллектуального развития.

Миф второй. Главное – это дать толчок развитию ребенка в раннем возрасте, дальше все пойдет само собой

Это не так. Американскими психологами были отобраны маленькие дети, матери которых показали очень низкий уровень интеллекта, и занялись их развитием и подготовкой к школе. Прозанимавшись с ними несколько лет, им удалось значительно поднять уровень интеллекта малышей – вплоть до тридцати баллов. При поступлении в школу они опережали многих сверстников по своему развитию. Но, когда специальные курсы закончились, дети снова оказались в своих семьях, стали учиться в простых школах, и их уровень интеллекта снизился и оказался не выше среднего.

Американцы говорят об интеллекте так: используй его, или потеряешь. Необходимо постоянно тренировать мозг.

Миф третий. Ребенка развивает только общение с взрослыми

Это правда для младенцев. Говорить и думать они учатся, общаясь со своими родителями. Малыши, которые предоставлены сами себе, или братья, которые надолго остаются вдвоем, начинают постепенно отставать в развитии от своих сверстников.

А вот в школьные годы общение со сверстниками не менее необходимо ребенку, как и общение со взрослыми людьми. Когда президентом Штатов был Джон Кеннеди, были объединены школы для черных и для белых. Но белые родители в штате Джорджия выступили категорически против этого нововведения. Они бойкотировали муниципальное образование, наняли для своих детей домашних учителей, и школы в итоге были закрыты. Спустя два года этот конфликт был утрясен, дети вернулись в школу, и оказалось, что их уровень интеллекта намного ниже, чем у детей из остальных штатов, которые не прерывали обучение в школе. Данное отставание было ликвидировано только спустя 4 года.

Миф четвертый. Чтобы получить умного ребенка, необходимо развивать у него логическое мышление

Группа шестилеток исследовалась сотрудниками кафедры психфака МГУ в течение восемнадцати лет. Оказалось, что у тех подростков, которые в шесть лет отличались богатым наглядно-образным мышлением, уровень логического мышления выше.

Поэтому не спешите решать логические задачки с дошколятами. Нужно развивать у малышей воображение и фантазию, больше играть с ними, рисовать и сочинять. Известный психолог Д.Б. Эльконин утверждал, что если ребенок мало играл в дошкольном возрасте, то это отрицательно отразится на его дальнейшем развитии.

Миф пятый. Люди разных народов различаются по уровню интеллекта

В Штатах постоянно изучались и сравнивались уровни интеллекта представителей белой и черной рас. Ранее постоянно получалось, что у белых людей IQ на 15 баллов выше, из чего делался вывод, что чернокожие люди – раса, ущербная генетически. Однако более поздние исследования выявили, что причина такого различия таится не в генах, а все в той же среде. 15 баллов – это типичная разница в уровнях интеллекта привилегированного слоя населения и групп, ограниченных в правах, вне зависимости от их национальности. Уровень интеллекта белых и черных людей, равных по образованию, положению в обществе, доходу, духовных ценностей родителей и количеству детей в семье оказался одинаковым. А в Германии исследовались уровни интеллекта этнических немцев и детей от смешанных браков. И вновь различий обнаружено не было.

Хватит ли ума на всех детей?

Уровень интеллекта детей, родившихся в многодетных семьях, во многом зависит от социального статуса и образования их родителей. В образованных семьях, где занимаются с детьми, уровень интеллекта у первых четырех детей не ниже, чем у их сверстников из маленьких семей. Хуже может быть IQ у пятого ребенка – видимо, дальше у родителей просто не хватает сил на воспитание. А вот в многодетных семьях, где и родители не блещут образованностью, падение интеллекта наблюдается уже со второго ребенка. В многодетных семьях квакеров и мормонов, которые традиционно много времени уделяют воспитанию своих детей, интеллект наследников не понижается, вне зависимости от их количества.