Пеленание новорожденного

novorojdenniy1

novorojdenniy1Очень часто сегодня можно слышать мнение, что в пеленки ребенка заворачивать не нужно. Готовящиеся к появлению малыша молодые пары покупают их все меньше и меньше. Педиатры советуют: «Сразу одевайте ползунки!», объясняя это тем, что пеленки препятствуют развитию младенца, ограничивая его движения.

В группах дородовой подготовки, которые ориентированы на раннее развитие малышей, говорят, что ребенок должен лежать голышом, что гарантирует закалку и раннее развитие.

Слушая такие советы, молодые родители, которые всей душой желают своему чаду добра, категорически отказываются его пеленать. Пеленок они покупают не более десятка, используя их в качестве простынок, говоря настойчивым бабушкам, которые постоянно пытаются запеленать ребенка, что пеленание новорожденных уже давно устарело. А бабушки, в свою очередь, сокрушаются, ругая глупую молодежь за то, что они мучают малыша. Но кто же здесь прав?

Для того, чтобы получше разобраться в этом, казалось бы, очевидном вопросе, давайте вернемся к самому началу, то есть, к тому моменту, когда ребенок еще находился в животике у своей мамы. Сейчас появилась масса книг и статей в журналах, рассказывающих о жизни ребенка до его рождения. Уже ни для кого не секрет, что находящийся в утробе ребенок слышит, видит, ощущает вкусы и запахи. А это означает, что еще до рождения у малыша накапливается опыт и появляется свое отношение к миру.

Одними из первых ощущений, которые испытывает зародыш, являются тактильные, то есть, ощущения прикосновения. На раннем сроке беременности – до 16-20 недель – плод находится во подвешенном состоянии в околоплодных водах. Он почти не касается матки, свободно перемещаясь в ее объеме. Но, по мере роста плода, матка становится тесной для него. Наталкиваясь на ее стенки, он воспринимает их как границы, но воспринимает такую перемену не как сокращение окружающего пространства, а как первую поступившую информацию о форме своего тела.pelinaniye
Примерно на 34 неделе значительно увеличившийся в размерах плод занимает все внутриматочное пространство, буквально облекаясь в ткани матки. За счет тактильных ощущений и осязания малыш получает информацию о форме своего тела, которая на этот момент совпадает с формой матки. Таким обрезом, к моменту рождения у малыша формируется внутриутробный опыт, благодаря которому, он ощущает себя как овоид (то есть, тело яйцевидной формы).

Очень важен тот момент, что вынужденная ограниченность в движениях и положение тела не являются неудобством для ребенка. Наоборот, к последним месяцам беременности у малыша появляется привычка к ограниченному пространству и характерной позе – свернувшись калачиком, скрестив ручки на груди, прижав к ней подбородок и согнув ножки в коленях. Именно в этой позе он чувствует себя и безопасно, и комфортно, и удобно. Но наступили роды, малыш появился на свет и сделал свой первый вдох. Вокруг него все переменилось: из абсолютной темноты он попал в яркий свет, а из тесного ограниченного пространства – в огромный мир. Для того, чтобы понять то, что ощущает малыш, представьте себе, что почувствовали бы вы, просидев три месяца на корточках в тесном и темном ящике в подземелье, потом резко оказались в центре оживленного города в солнечный день, где вас бы заставили пройтись легкой и непринужденной походкой. Вероятно, вы испытали бы чувства, которые нельзя назвать положительными: невозможно разогнуться, ноги не двигаются, а глаза ослеплены ярким светом. Все это приносит ошеломление и боль.

Новорожденный ребенок ощущает нечто похожее и, так же, как и взрослый человек, попавший в вышеописанную ситуацию, нуждается в постепенном привыкании к появившимся переменам. Для того, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к новому для него миру, нужно вернуть ему что-то привычное из того, к чему он привык. Для того, чтобы он не пугался необъятного пространства, беспомощно барахтаясь в нем, нужна обычная пеленка, которая помогает малышу вернуть безвозвратно утерянный им «рай».

Как только новорожденного малыша пеленают, вернув ему внутриутробную позу, он сразу успокаивается. Теперь вы знаете, что это происходит не случайно. Наши мудрые бабушки хорошо понимали, что переживает новорожденный младенец, и именно поэтому изобрели пеленание, чтобы смягчить переход малыша из одного мира в другой.pelinaniye
Многое изменилось с тех далеких времен, а вот способ появления детей на свет остался тем же. Так что, и пеленание искоренять не следует. Не нужно бояться того, что пеленки ограничат ребенка в его естественном развитии. В первые дни жизни новорожденные мгновенно успокаиваются, оказавшись в пеленках и почувствовав привычное ограниченное пространство. Но уже через 4-5 дней они стараются вытянуть свои ручки из пеленок, чтобы их пососать. Это дальнейший этап, когда ребенок старается воссоздать полную картину своей внутриутробной жизни (примерно с 16-ой недели развития малыш начинает сосать свой пальчик).

Поэтому не нужно расценивать высвобождение ребенком ручек как стремление избавиться от пеленки. Спустя еще несколько дней, примерно к двух-трехнедельному возрасту малыш начнет проявлять интерес к окружающему миру: рассматривать лица окружающих, комнату вокруг и предметы, попадающие в его поле зрения. И тогда он действительно начинает стремиться высвободиться из пеленки, и для любой чуткой и любящей матери это окажется понятным сигналом к тому, чтобы перестать пеленать ручки ребенка.

Многие малыши желают спать в пеленках вплоть до двухмесячного возраста. Это обычно бывает связано с трудностями рождения, когда оно переносится как очень тяжелая травма. В таком случае ребенок достаточно долго не может принять новую реальность. Тогда лучше дать ему возможность постепенно обосноваться в новом мире, настолько быстро, насколько он может сделать это сам. В этом случае форсирование событий принесет намного больше вреда, чем пользы.

Пеленайте новорожденного ребенка до тех пор, пока он сам не проявит желания покинуть пеленки. В таком случае он постепенно привыкнет к новым условиям существования, и его психика останется здоровой.