Макомы. Музыка с небес

Макомы. Музыка с небес

Истоки узбекской национальной музыки лежат в древней истории. За время смены различных исторических этапов, народная музыка также пережила ряд трансформаций, получив в конечном счете свой особый колорит, характеризующийся зависимостью от национального наследия узбекского народа.

Стили инструментальной музыки появились в результате нескольких столетий, исполняемая во время всевозможных национальных обрядов, таких как свадебные ритуалы или рождение ребенка, народная музыка приобрела свое особое значение для каждого из этих случаев. Впоследствии таким же образом сформировался характерный для каждого обряда репертуар ансамблей, исполняющих народную музыку.

В период правления монголов в XIII веке, культура, в том числе и музыкальная, находилась в глубоком упадке на всей территории Средней Азии, и лишь в середине XIV века, начала развиваться снова. При правлении Улугбека классическая музыка вновь начала свое развитие. Одним из разновидностей такой музыки являются макомы. Маком – это вокально-инструментальный циклический жанр, основанный на определенных музыкальных ладах. В Трактате о Музыке Дарвиш Али Чанги, макомы описываются, как «дар семи пророков». Это определяющий момент в отношении макомам, нечто, обладающее духовной силой, действующей на музыкантов и слушателей в независимости от того, понимают ли они данное направление в музыке.

В мелодической основе большинства макомов лежит интонация плача, это – еще одна яркая особенность этого жанра. Лирическая составляющая – это, прежде всего, труды поэтов Востока.

Макомы разделяются на:Макомы. Музыка с небес

— Бухарские макомы («Шашмаком»);

— Хорезмские макомы (Рост, Бузрук, Наво, Дугох, Сегох, Ирок, Панжгох);

— Фергано-Ташкентские макомы.

В свою очередь, Бухарские и Хорезмские макомы делятся на два крупнейших раздела:

— Инструментальный (Мушкилот и Чертим йули).

— Вокальный (Наср и Айтим йули).

В 1927м году ученый Абрурауф Фитрат выпустил труд История Узбекской Классической Музыки. Он же пригласил знаменитого русского музыковеда В.А.Успенского для проведения работы по фиксированию европейской нотации бухарского шашмакома. В 1959, при республиканском радио Узбекистана, был создан Ансамбль Макомистов, а уже позже, в 1975м, благодаря Юнусу Раджаби, была издана шеститомная запись шашмакома.

Исполнение Макомов требует огромной профессиональной подготовки от исполнителей-вокалистов. Необходимо тонко чувствовать настроение и смысл исполняемой композиции. Сложнейшие вокальные партии также требуют особого профессионализма от исполнителей макомов. Можно долго описывать все особенности этой волшебной музыки. Но никакими словами не передать, что она доносит до слушателя, понять это можно лишь послушав самому…